В феврале 2024 года мы поговорили с десятком дизайнеров из продуктов — исследовали практики, которыми пользуются в дизайн-командах, чтобы лучше понимать задачи и сохранять мотивацию. В итоге получили список инструментов, которые помогут и студиям сильнее интегрироваться в продукт клиента.
Погружаемся в задачи
В первой части списка — инструменты, которые помогают дизайнерам погружаться в проект. Но важно понимать, когда, зачем и для кого их применять. Рабочий день станет одним большим созвоном, если включить всё. Так что выбирайте только то, что точно усилит вашу команду.
Созвон дизайн-лида с заказчиком
Что это?
Звонок, где клиент объясняет детали проекта, а лид должен узнать, зачем клиенту нужен дизайн.
1. Проходит один раз в начале работы
2. Здесь нужно задать вопросы, которые появились после прочтения брифа
3. После созвона дизайн-лид должен знать:
почему появилась эта задача
какую проблему мы пытаемся решить
как мы поймём, что проблема решена
почему решили, что проект нужен
кто финальный пользователь продукта
Зачем нужен?
Чтобы в вашей команде был человек, который сможет аргументированно отвечать на вопросы дизайнеров и формулировать цели их работы. После этого созвона дизайн-лид должен фактически стать представителем заказчика в студии — и на его уровне доносить ценности продукта до дизайнеров.
Daily texted
Что это?
Если вашей командной культуре не органичны ежедневные созвоны, можно использовать этот метод — дизайн-лид пишет в общий чат краткое описание задач на сегодня для каждого.
1. Важна регулярность — каждый день в одно и то же время, лучше с утра
2. Дизайн-лид должен написать:
какие задачи на сегодня у всех членов команды
кто что сделал за предыдущий день
про новости проекта, если они есть
Зачем нужен?
За тем же, что и обычные Daily.
Kick-off
Что это?
Созвон для знакомства заказчика с командой проекта, где команда может задать все интересующие её вопросы.
1. Собираются клиент, дизайн-лид и команда дизайнеров
2. Ко встрече дизайнеры должны собрать вопросы к клиенту, чтобы узнать:
про всё, что было непонятно в брифе
почему потребовался этот проект
какую проблему мы пытаемся решить
почему решили, что проект нужен
кто финальный пользователь продукта
как продукт будет использоваться
3. Дизайн-лид презентует клиенту команду и рассказывает про роли
Зачем нужен?
Важно показать клиенту — над проектом работают не абстрактные дизайнеры, а конкретные люди. То же для дизайнеров. Они видят клиента, могут задать вопросы. Это повышает уровень ответственности за проект.
Дневниковые исследования
Что это?
Этот формат помогает дизайнеру пройти путь пользователя так, как он пользуется продуктом.
1. Определите контекст, в котором пользователи взаимодействуют с продуктом
2. Смоделируйте ситуацию, в которой дизайнер выступает в роли пользователя
3. В процессе исследования задокументируйте:
шаги: что делает пользователь
цели: чего пользователь хочет добиться этим действием
мысли: цитаты, которыми можно коротко описать ощущения пользователя на каждом этапе
эмоции: на сколько по шкале от 1 до 10 это приятное или неприятное действие
pain points: что раздражает и мешает при использовании продукта
4. Обычно показатели собираются в карту пользовательского опыта и помогают построить CJM
5. На основе результатов команда придумывает способы, как улучшить опыт пользователей на тех этапах, где он не идеален
Зачем нужен?
Позволяет дизайнеру погрузиться в проект из ситуации, где решения принимаются на основе персонального опыта и наблюдений, а не субъективных оценок «нравится — не нравится».
Daily
Что это?
Ежедневный звонок, где все рассказывают, что они делали вчера и что будут делать сегодня.
1. Проходит каждое утро
2. В течение 3-5 минут все по очереди рассказывают об итогах прошедшего дня (что получилось, а что нет — и почему) и планах на текущий
3. Пока один человек говорит, другие слушают — все вопросы можно задать после
4. За проверку планов, их соответствие целям и корректировку (если нужно) отвечает руководитель встречи
Зачем нужен?
Чтобы все в команде понимали, кто чем занят и видели общую картину проекта. А лиду — чтобы отслеживать динамику команды, продвижение по задачам и загрузку каждого.
Вопросы к дизайну
Что это?
Звонок, куда клиент приходит со всеми вопросами к дизайну, которые у него есть на этом этапе, а дизайнеры на них отвечают.
1. На старте нужно рассказать клиенту, что возможен такой формат
2. Встречаются дизайн-лид, дизайнеры проекта и клиент
3. Проводить можно раз в неделю или раз в две — в зависимости от сложности проекта
4. Попросите клиента заранее прислать список вопросов, чтобы подготовиться
Зачем нужен?
Это показывает клиенту открытость команды дизайна к коммуникации, готовность обсуждать процессы и аргументировать свои решения. Для вас же это возможность получать оперативную обратную связь по дизайну.
Груминг
Что это?
Груминг — это встреча людей из разных команд одного проекта. На ней можно разобрать проделанную работу с точки зрения разных специализаций.
1. Обычно проводится раз в две недели или раз в месяц
2. Во встрече участвуют:
дизайнеры
разработчики
маркетологи
любые другие люди, которые могут прокомментировать влияние дизайна на их процессы
3. Во время груминга дизайнеры показывают макеты, а остальные по очереди комментируют их с точки зрения своих процессов
4. Важно назначить ответственного за запись тезисов и подготовку саммари встречи
Зачем нужен?
Помогает всем командам понимать скорость, стоимость и влияние решений дизайнеров на проект.
Командные презентации
Что это?
Еженедельный созвон для команд нескольких проектов студии или стримов одного продукта.
1. От каждой команды выступает один человек
2. Готовится мини-презентация
3. Выступающий рассказывает:
кратко — о том, в каком состоянии были процессы на момент предыдущего созвона
что изменилось за неделю
с какими проблемами столкнулись
что получилось сделать хорошо
про планы на следующую неделю
4. Все вопросы задаются после выступлений
Зачем нужен?
Так вы синхронизируете людей из разных стримов одного проекта — все видят общую картину и лучше понимают, что происходит в целом. Это также полезная практика для регулярной рефлексии. Дизайнеры могут раз в неделю сами оценить масштаб своей работы и придумать, как его продемонстрировать.
Развиваем команду
Понятно, что если ты доволен своей работой и чувствуешь, что тебя ценят, тебе проще заинтересоваться любым проектом. Поэтому так важны инструменты мотивации дизайнеров, которые мы выделили.
Встреча 1:1
Что это?
Лид встречается с дизайнерами один на один, чтобы оценить прогресс, качество работы, мотивацию и амбиции.
1. Регулярные встречи с каждым, периодичность зависит от команды
2. Нужно обсуждать:
мотивацию при работе над задачами
пожелания по развитию
что нравится и не нравится в работе сейчас
есть ли проблемы с текущими задачами
нужна ли помощь
Зачем нужен?
Помогает трекать состояние членов команды, их мотивацию и прогресс. Людям же эти встречи дают понять, что они не одни, а в их развитии заинтересованы.
Культура негативной обратной связи в личке
Что это?
Напротив — давать комментарии о том, что нужно исправить и что не получилось, нужно только лично.
Зачем нужен?
Ровно так, как приятна публичная похвала, неприятен публичный разбор факапов. Человек должен получать критические комментарии лично и понимать, что ему не устроят публичную порку. Это помогает спокойнее реагировать на критику.
Нытинг
Что это?
Неформальный командный созвон, где можно жаловаться на все, что болит. В работе, процессах, коммуникациях с заказчиком или другими командами.
1. Проводится тогда, когда есть потребность и лид понимает, что неудовлетворённость команды выросла
2. Особого формата нет — все могут свободно высказать и обсудить всё, чем они недовольны
3. Дизайн-лид фиксирует себе повторяющиеся жалобы и точки наибольшего напряжения
Зачем нужен?
Помогает понять, где есть проблемы и надо ли их решать, и подсвечивает поломки в процессах.
Дизайн-ревью
Что это?
Встреча, где дизайнеры показывают свои рабочие задачи и помогают друг другу коллективным разумом.
1. Регулярный созвон два раза в неделю
2. На встрече присутствуют все дизайнеры команды
3. Дизайнеры по очереди рассказывают:
на каком этапе их работа
что было сделано
какие есть трудности
4. После каждого выступления командный разбор:
что получилось хорошо
что можно улучшить
Зачем нужен?
Даёт важное ощущение команды и что ты не останешься с проблемами один на один. Лиду помогает лучше узнать сильные и слабые стороны отдельных дизайнеров внутри команды и направить развитие в нужную сторону.
Культура публичной похвалы
Что это?
Когда вы отмечаете в публичном пространстве (на общем созвоне, в чатиках, телеграм-канале, где угодно) тех, кто сделал крутую работу. Сделал хорошо, быстро или хоть как-то выделился.
Зачем нужен?
Людям нравится, когда их хвалят, особенно публично. Это значит, что работу заметили и оценили.
Ретро
Что это?
Встреча команды по завершении проекта для рефлексии и полезных выводов из работы.
1. Проводится по горячим следам после завершения проекта
2. Встречу ведёт и документирует дизайн-лид
3. Все по очереди делятся впечатлениями от работы:
что в проекте понравилось
что не понравилось
4. Лид собирает материал по итогам встречи, где описано:
что получилось хорошо
что можно улучшить
какие рекомендации есть каждому участнику
что нужно учесть для дальнейшей работы
Зачем нужен?
Это важный процесс, который помогает собрать обратную связь с команды, выявить плюсы и минусы в проделанной работе и обозначить точки роста.
Воркшоп
Что это?
Внутренний образовательный ивент, где дизайнеры делятся своей экспертизой со всей командой.
1. Дизайн-лид видит, у кого из команды есть сильный опыт, и предлагает им поделиться в рамках воркшопа
2. Встречу может инициировать сам дизайнер, если считает, что ему есть чем поделиться
Зачем нужен?
Воркшопы помогают каждому задуматься — а что я умею делать так круто, чтобы этим поделиться. Так дизайнер сам рефлексирует, ищет и развивает свои сильные стороны, которые потом эффективно применяет в работе. Кроме того, такое выступление даёт дизайнерам возможность попробовать себя в чём-то новом.